Осуждая другого, сам становишься подсудимым
29.07.2019
456 просмотров
Дарья Сивашенкова

Источник: la.cruz.33

«Не судите, да не судимы будете» ― эти слова всем известны. Значат ли они, что нельзя разделять плохие и хорошие поступки? Нельзя видеть чужой грех и называть его грехом? Вовсе нет. Рассудительность ― это добродетель. Можно ужаснуться чужому дурному поступку, сказать «Ты не прав», даже нужно, и Евангелие об этом говорит:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Матф. 18:15-17).

Заметьте, в данном случае Христос вполне позволяет и даже предписывает судить и осуждать.

Нельзя другое. Замечать чужой грех с подтекстом «А вот я бы никогда так не поступил». То есть приосаниваться за чужой счет. Осуждать брата, сравнивая с собой. За счет грешника поглаживать свое эго: «Я-то хороший, меня это возмущает, я хороший».

Брат мой поступил дурно ― но и я могу свалиться в ту же яму, потому что моя душа на самом деле ― бездна, и в этой бездне могут водиться самые страшные чудища, которые просто пока милостью Божьей дремлют. Может, они никогда не проснутся, так и будут спать на дне океана, а может, враг сумеет их разбудить, потому что лазейка для сатаны есть в каждом из нас, без исключения. Точнее, за Одним-Единственным исключением.

И вот как только допускаешь мысль «Как он плох, не то что я, прекрасный» ― сразу и подставляешь себя под Суд Того Единственного, в Ком нет никаких мрачных бездн. Точнее, под сравнение с Тем, в Ком действительно нет ни одного греха. И вот тогда придется несладко. Потому что теперь уже ты на месте подсудимого, который дурен и черен перед Судьей. Ведь начни Он сравнивать нас с Собой ― никто ж не устоит. Вся твоя хорошесть, подпитанная превозношением над братом, слетит мигом, и превозношение обратится в стыд, от которого будешь корчиться вечность.

Господь на Суде может оказать милость. Но, чтобы принять эту милость, придется отвергнуть представление о себе как о хорошем человеке, признать себя грешником ― ничуть не лучше любого, кого осуждал. И придется выбирать: быть хорошим в собственных глазах ― или оправданным в глазах Божьих. Замкнуться в себе ― или просить милости.

А чтобы, в свою очередь, просить милости, отвергнув себя, нужен навык, нужно желание в первую очередь быть помилованным Им ― сильнее, чем быть хорошим для себя. А откуда бы взяться этому навыку, если жизнь была посвящена созданию образа «хороший я»? И образ этот дорог... так дорог, что кому-то проще будет отказаться от Бога, чем от ощущения себя хорошим.

Заповедью «не суди» Он спасает нас от создания самой страшной иллюзии: «Я считаю, что я хорош». И если соблюдать эту заповедь, то, встретившись с Ним, можно будет нелицемерно обрадоваться тому, как Он прекрасен, любоваться Им вечность ― а не мучиться вечно от осознания собственной ничтожности перед Ним, не желать уйти от Него подальше, скрыться с Его глаз.

Любящих глаз, которые видят в нас слишком много.

-
Читайте также: Смирение, гордыня и подлинность