Совесть и рыбалка
24.10.2019
2136 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: протоиерей Сергей Лепин 
Источник: serge-le.livejournal.com

"Когда же перестал учить, сказал [Иисус] Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков" (Лк.5:4-11).


Толкуя этот фрагмент, я заострил внимание на двух репликах Симона...

Комментаторы подчеркивают, что ночь в тех местах была лучшим временем для ловли, и рыбу ловили не в глубине, а в верхнем слое воды. Рыбаки трудились безрезультатно наилучшей порой, и посему время нынешнее не предвещало ни малейшего успеха. И совет Господа забросить в глубину выглядел глазами профессионала... ну так себе...

Свт. Иоанн Златоуст творчески развивает содержание изложенной в Евангелии беседы. «Симон — Господу: «Опять я буду ловить рыбу и вытаскивать сети, опять трудиться напрасно? Хоть бы ночью-то мне что-нибудь попало в пустые руки! Ведь не искуснее же меня Ты в ловле рыб? Или Ты положил что-нибудь в темной бездне озера? Ты можешь быть учителем; но ведь не можешь быть вместе с тем и рыболовом? Отойди от меня: я вижу, что у Тебя ничего нет. Зачем мне еще терять время? Не это ли с самого начала я тебе говорил?» Господь же отвечал Симону: «Не принимай Меня за человека неразумного, Симон; не смотри на Мои руки и на Мою пазуху. Не в руках, а в устах у Меня плата тебе. Протрудившись всю ночь, ты ничего не поймал: иудейская гордость — это ночь лишений. При дневном свете благодати закинь твои сети, потому что христианское послушание есть свет благоплодия».

И действительно, Иисус – по светскому, так сказать, образованию плотник, а не рыбак. К тому же, Симон был старше Иисуса. Но, по-видимому, проповедь Господа раположила к доверию сердце рыбака: Симон не видит никакого смысла в словах Иисуса, но, тем не менее, уступает Его настоянию. Несмотря на усталость и дурное настроение, вызванное неудачной ловлей, он, все же, нашел для себя возможным выполнить повеление Господа. Можно назвать это верой – но, разумеется, не верой в то, что он сейчас поймает, а в то, что в сем послушании есть смысл.

Вообще учителя в дидактических целях нередко просили выполнить (или сами выполняли) какое-то практически бессмысленное действие с предварительно непонятным для ученика замыслом. И ученик понимал, что это всего лишь упражнение. Но тут все получилось иначе.

Симон был ошеломлен. Его ужас – реакция на неожиданность. И хотя многие Отцы подчеркивали смирение Симона в первую очередь, я замечу, что страх в данном случае - это первичная реакция перед неизвестным, которое, инстинктивно принимаемое за источник опасности, побуждает нас держаться от себя на расстоянии.

В границах естественного страха религии не построишь: люди бы бегали от Бога, а не искали Его. И Симон бы пошел своей дорогой домой к теще. Но Господь преодолевает страх человека Своей любовью, после чего тот уже готов оставить все и больше не разлучаться с Ним – «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение», а «Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18).

Мораль.
1) Не надо противопоставлять небесное земному в своей жизни, ограничивая сферу действия законов Бога территорией храма в воскресный день. Вера должна пронизывать все сферы человеческой жизнедеятельности – в том числе и профессиональную жизнь. Не бывает, скажем, православного рыболовства или православной медицины, но бывает (и должен быть непременно) православный рыбак и православный врач. Задумайтесь над тем, как Бог учит вас быть тем, кто вы есть. А кто вы есть, я надеюсь, вы знаете.

2) Не все, что кажется тебе бессмысленным, является бессмысленным на самом деле. И напротив, не все, кажущееся тебе понятным, понимается тобой правильно – особенно, если речь идет о вопросах спасения. Нужно делать то, что ты должен делать, даже если не всегда понятно зачем. Не забывайте: послушание Богу – «свет благоплодия». Основа послушания – готовность к научению в Слове без оправданий к «не могу, устал, некогда, занят, меня ждут».
3) Совесть – это хорошо, по идее. Но если она работает не на сближение с Богом и Церковью, а на удаление от Бога и Его Таинств – в том числе и под предлогом смирения и осознания своего недостоинства – то это плохо. Священник во время Литургии просит Господа в одной из молитв: «очисти мою душу и сердце от совести лукавыя» - и это неспроста: ну ее, такую совесть, нафиг!