Заметки о расцерковлении и возвращении в Церковь
11.09.2019
2645 просмотров
Авторы "Меньше ада"

Автор: Никита Характеров

Я пишу эту статью для тех, кто, как и я, прошёл или в данный момент проходит кризис церковности. Расскажу про свой опыт – вдруг он кому-нибудь окажется полезен.

Где-то на 5-м году церковной жизни я стал чувствовать охлаждение, которое затем переросло в кризис длиной в последующие 5 лет, когда я почти перестал бывать в храме. Начиналось всё медленно: сначала стало тяжело стоять на службах, потом исповедь стала формальной; снова появились старые грехи, которые, казалось, уже давно поборол; стало невозможно вести катехизацию – ибо чего стоит катехизатор, который, может, и знает много, но сам (как ему кажется в этот момент) потерял связь с Богом. Ездить на православные встречи и семинары я больше не мог, все слова о Церкви казались пустыми и пресными, а люди – лицемерами, любящими себя в христианстве. Всё это вылилось в кризис доверия и уход из прихода.

Казалось, что в другом приходе я снова найду себя, но попытка прибиться к другим приходам ничего не дала. Ведь дело было не в приходе, а во мне. Так пришло разочарование в себе, пришло ощущение, что я плохой христианин, что-то сделал не так, раз моя духовная жизнь покатилась в такую бездну.

Прошло несколько лет, и этот кризис закончился (наверное, впереди обязательно будет следующий). Сейчас я попробую кратко сформулировать, что помогло лично мне преодолеть кризис, и что бы я себе посоветовал в то непростое время.

То, что кажется сейчас трагедией, – на самом деле просто этап взросления. Закончилось христианское детство, легкое и беззаботное, и наступил подростковый кризис – переход во взрослую жизнь. Теперь то, что раньше давалось как будто само собой, будет даваться с трудом. Многие верующие люди проходили и проходят подобные испытания.

Молитва. Молится в это трудное время лучше своими словами. Если не можешь читать молитвенное правило, не читай или сократи его. (Существует краткое молитвенное правило Серафима Саровского, которое включает в себя 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородица, дева» и 1 раз «Символ веры»). Как человек, который восстанавливается после аварии или травмы, и снова учится ходить. В духовной жизни во время кризиса всё выглядит примерно так же. Иоанн Кронштадский однажды дал молодому Силуану Афонскому такой совет: «Держи душу свою во аде и не отчаивайся».

Покаяние. Если не можешь пока ходить на исповедь – хотя бы не оставляй личного покаяния. На этапе кризиса бывает сложно даже дойти до храма, что уж говорить о том, чтобы исповедоваться… Но всегда можно молиться дома, искренне каяться в своих грехах в личной молитве и просить Бога вывести тебя из кризиса. Как говорил Иоанн Златоуст, Бог и намерение целует.

Причастие. Ходить на службы в этот период очень сложно, если вообще возможно. Но можно дома читать книги о литургии, о том, как устроена служба, мне особенно полюбилась «Евхаристия. Таинство Царства» Александра Шмемана.

Мне очень помог на этом этапе Антоний Сурожский, его книги. Что касается чтения Писания – здесь важно преодолеть иллюзию, что все уже прочитал. Я читал Библию с комментариями Святых Отцов, с современными комментариями, главное было – читать. Еще мне помог Нил Сорский и его книга «Наставление о душе и страстях».

Что касается разных церковных и социальных служений – я их на том этапе оставил, не было ресурсов что-либо отдавать, нужно было разобраться с самим собой, молиться о том, чтобы понять свое предназначение в жизни.

Тяжелее всего было чувство отчаяния и богооставленности. Иногда хотелось кричать Богу о несправедливости – ведь раньше всех этих переживаний не было, а теперь все вот так! Тут невозможно ничего сделать, кроме как каждый день отправляться на молитвенный поиск Бога. У меня на это ушло 5 лет, но, в конце концов, ощущение Богоприсутствия вернулось.

Это не будет, да и не должно быть легко. Это труд, и очень большой, можно это даже назвать крестоношением: Бог ждёт от тебя подвига и доверяет тебе.

Конечно, я столкнулся с непониманием со стороны родных и друзей. Неверующие просто не поняли, в чём проблема, и, возможно, даже порадовались «уходу» из Церкви. Некоторые верующие, которые не проходили через подобный опыт, осудили за маловерие и духовную лень. Но ни на тех, ни на других не нужно обращать внимания, ведь это только твое испытание и пройти его можно только самому.

Некоторые советуют в подобной ситуации уехать в монастырь на какое-то время. Но, во-первых, это не всегда возможно, ведь в большинстве случаев у человека есть семья и работа. Во-вторых, найти монастырь, в котором тебя поймут, довольно непросто. В-третьих, в период кризиса человек очень уязвим для чужого влияния, его могут уговорить остаться в монастыре и принять монашество. А ведь ни в коем случае нельзя принимать таких жизненно определяющих решений в этот период, это может иметь катастрофические последствия. Подобные решения нужно принимать на холодную голову, а не в период духовной и душевной боли. Лично я в этот период не искал старцев и духовных руководителей, Господь дал мне выкарабкаться самому с Его помощью. В любом случае, нужно всегда сохранять критичность, чтобы не попасть в лапы к младостарцу, который с радостью возьмётся руководить и властвовать. Но об этом написано довольно много.

Так или иначе, период кризиса имеет свойство заканчиваться, и человек, прошедший через него, обретает гораздо больше, чем было до него, приходит ощущение духовной взрослости и цельности личности. Об этом важно помнить в ходе самого кризиса и не отчаиваться.