А нужен ли опыт?
04.08.2018
1007 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: Ксения Грядунова 

«Давайте — знаете — устроимте карусель на дереве изучения добра и зла!»
Владимир Маяковский


Сложно с библейскими образами обыкновенному читателю. Ребро – момент провокационный. К потопу много вопросов. А вот яблоку не повезло больше всего. То слышишь: грех первых людей в том, что они переспали друг с другом, а яблоко – эвфемизм. То менее метафорически настроенные сомневается в адекватности творца, устроившего ловушку честным любознательным. В чем же все-таки провинились люди и при чем тут яблоко?

«Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божией..., которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас» (М. Булгаков).

«И грех Адама и Евы не имеет никакого отношения к половой жизни человека, к семейной его жизни. Не в этой области произошел грех» (А. Кураев). 

«Человек не видит Бога, он отделен от Бога. В первоначальном человеке Бог дает силу уму человеческому, а ум дает силу воле и чувствам, повелевает ими. В человеке ум – самое главное, и покаяние – это перемена ума. Чтобы нашему уму правильно мыслить, ему нужно иметь аксиому, от которой он мог бы отталкиваться. Отправной точкой ума Адама был интеллект Бога, поэтому процесс мышления у него был последовательный и логичный. Он давал логичные указания воле и чувствам(…) Замысел дьявола был в том, чтобы вклиниться между Адамом и Богом. Сам человек добровольно принял мысль врага. Ум оторвался от Бога» (Д. Сысоев). 

«Нормальный человек – это человек плюс Бог. Но теперь этот плюс убирается, человек остается просто человеком. Только человеком» (А. Кураев).

«То есть по мысли Ефрема Сирина древо познания и древо жизни – это Сам Господь. Как вот мы причащаемся Христу под двумя видами: Тела и Крови, хлеба и вина, точно так же и первый человек должен был войти, принять плоды древа познания и древа жизни и стать богом. Это путь обожения, к Богу человек должен был так приобщиться. Ну а теперь будет понятно, что же произошло, и почему столь страшными оказались последствия произошедшего. То, что совершает Адам, это грех богохульной кражи, попытка стать богом мимо Бога, попытка украсть Святые Дары, выкрасть их. То есть вместо жертвы, – священник – он жрец, он приносит жертву, – вместо жертвы кража, вместо отдачи, опять же, хватовство» (А. Кураев, Е. Сирин).

Сложно с библейскими образами представителю рода человеческого вообще. Даже если знать некоторые толкования и особенности перевода. А ведь один из первых вопросов Книги Бытия касается вопросов бытия личного. Да, мы не Адам и Ева. И первородный грех - это не выбор греха в падшем мире. Но во всей этой истории отражаются наши частные решения и наша, казалось бы, такая «личная» природа. И думается, именно на пороге взрослой жизни, в юности, мы часто поступаем, как прародители, совершая ту же человеческую, «слишком человеческую» ошибку, устраивая «карусель», на которую и они обрекли себя когда-то у «древа изучения добра и зла». 16, 20, 25 лет…. Дольки плода: секс, спиртное, да мало ли разнообразия – жизнь! Которую хочется «самостоятельно». Попробовать (всегда ведь можно отказаться, если не то; отказаться, уже «зная»…). Иначе я не проживу чего-то. Не узнаю. Я пройду мимо! Недополучу. А хочу «как боги», или – «как взрослые», как «нормальные люди». Не из страсти ко греху. Даже не ради удовольствия и не ради «компании». А ради «познания», заветного «каково это?».

Этой человеческой молодой «любознательности» не поставишь предела никакой гуманистической философией, так как для подобного она не имеет в себе опоры. Ну разве что не спасающие даже физическое здоровье презервативы и фильтры. И только пресловутое яблоко, как не тускнеющая иллюстрация: «опыт» духовный (как набор самочинных движений и проб, приводящий эволюционным путем к прогрессу) невозможен. Духовный опыт – это младенчество в Боге. А главное в тебе растет только в Нем. И самое важное: если ты захочешь прийти после яблок к чему-то истинно ценному в себе и мире - совершив путь боли, ты вернешься (если успеешь) к младенчеству до яблока. Популярный некогда Коэльо, да и многие писатели заметили эту странность, эту «карусель». И почему-то сочли, что именно бессмысленный круг – единственная и неизбежная дорога к истине. Уйди , чтобы прийти. Ошибись, чтобы исправиться. Но Бог не садист и интриган. И не безликий «закон вселенной». Он не выгоняет, чтобы принять. Он готов не изгонять. Мы изгоняем. И часто не доходим до принятия.

Перед яблоком происходит или не происходит скачок веры, в важности которого нельзя убедить, технике которого нельзя научить, логику которого нельзя увидеть, не совершив. Если ты любишь Бога, то есть знаешь, что он Любовь, – ты знаешь, что надо сделать по его слову, чтобы сохранить самое ценное в себе. Если ты веришь, что в тебе есть «самое ценное»…

В 16 лет поверить, что ничего не потеряешь, не напившись. В 18 лет поверить, что ничего не потеряешь, не переспав. Это доверие любви. Которое оправдается тем, что напившиеся и переспавшие не познают ничего бОльшего, чем себя в это не окунувшие по доверю к Богу (не по отсутствию возможности).

Конечно, «опыт» не катастрофичен. Раненый способен излечится, даже получить те способности, которые виделись ему прерогативой всезнающих «богов»: чувства могут стать тоньше, проницательность острее, а сострадание сильнее. Но зачем затевать карусель? Когда мы перед яблоком, Бог хочет сказать: и душу, и мысли, и ум твой я освещу и разовью, я дам все, что нужно. Без насилия над главным - твоим духом. Не иди против него, дарованного как центр твоего существа; не рискуй им. И все приложится даром. Даже в падшем мире это работает так же – благодатью, а не «познанием» полюсов из ряда: «…от высокоторжественных немот до полного попрания души» (М. Цветаева).

Прыжок веры начинается с момента именно свободного решения о яблоке. У хозяина рабов клетка заперта, у Бога мир открыт. Тут возникают сложности. Дидактически интерпретируя историю о бессмысленности познания вне Бога, панически оберегая своих детей, верующие взрослые, религиозные институты отчаянно захлопывают двери вокруг юности. Не ведут разговоры на «опасные» темы или подвешивают к ним демонические рожки и т.д. Делая стоящее в центре райского сада дерево заточенной загадочной принцессой в огромной башне, которую так и хочется взять приступом. И есть большая опасность в том, что не взявшие приступом из-за мощности укреплений будут думать, что упустили что-то важное. Может, поэтому «либерально» настроенные воспитательные системы больше ратуют за метод «дозированных ошибок», чем за меры оградительные. Но Бог, не сооружая крепостных стен и не предлагая дозировать, мучая своим доверием к людям сострадательного и всегда взрослого Великого Инквизитора, говорит по-другому, опасно, просто: «Поверь: тебе этого не нужно. Ты, и не испытав, все понимаешь, если веришь мне». Красота «сокровенного сердца человека» с Богом, ценность духа – вот такие сильные и такие сложные аргументы против «опыта».

Скажут, что это касается детей из религиозных семей, которым есть от чего отталкиваться и уходить. Но в каждом человеке «дышит дух», и перед решениями Он частенько напоминает о возможности избежать карусели или хотя бы уменьшить складывающуюся окружность пути.

Психология, педагогика, социология не могут объяснить достаточно убедительно для ищущего молодого человека, почему «не надо». И только история о яблоке всегда напоминает: рай – это то, от чего ты можешь отказаться. Рай – это то, где ты призван быть.