Автор: Ася Забельшанская.
Источник: Ася не спит!
Вас настиг кризис?
Не знаете куда идти и в чём смысл человеческого существования?
Гложете себя вопросами, каков критерий морального и что есть благо?
Пытаетесь разгадать что такое любовь?
Меланхолично бродите по парку, пытаясь уловить метафизику счастья?
Задумчиво трогаете себя за нос и думаете: «А кто я вообще такой…»?
Возможно, это говорит о том, что у вас депрессия.
Склонность к изобильным философствованиям — один из симптомов. И в этом случае я не смогу вам помочь. Если помимо склонности к метафизическим изыскам вы наблюдаете снижение работоспособности, проблемы со сном и изменения аппетита, обращайтесь к специалисту. И всё будет прекрасно.
А возможно, никакой депрессии у вас не наблюдается. Тогда вы обратились по адресу. Я вас понимаю. И я вам помогу.
Над вашими вопросами задумывались самые именитые умы человечества. Окончательный ответ не удалось найти Платону, Аристотелю, Оккаму, Декарту, Спинозе, Бердяеву, Фуко, Жижеку.
Им не удалось, а нам удастся, ха!
Потому что дело не в именитости умов, а в практичности. Практичности именитым умам никогда по иронии судьбы не доставало. А нам достанет.
Все понятия в мире можно поделить на две группы — конкретные и абстрактные.
С конкретными понятиями шутки плохи. Тут или докопаешься до объективной истины, или беды не миновать.
Например, есть такая штука как ВИЧ — вирус конкретнее некуда. И есть совершенно конкретные заболевшие люди.
Некоторые из них докопались до правды: сдали анализ, узнали о своём диагнозе и принимают надлежащую терапию. И живут полноценной жизнью.
Другие не докопались: некоторые поленились сдавать анализы, другие слишком доверяли разгульному партнёру. Третьи знали о своём диагнозе, но были убеждены, что ВИЧ — американский заговор и этой болезни не существует. И не стали лечиться. Все эти люди закономерно умерли. Пам-пам.
Вместо того, чтобы устраивать по ним гражданскую панихиду, сделаем вывод. Хочешь — не хочешь, любишь — не любишь, веришь — не веришь, а от конкретики не убежишь. Шаг вправо, шаг влево — расстрел.
На нашу радость, совсем иначе дело обстоит с понятиями абстрактными.
Их не существует в природе. Их придумали люди. Некоторые раньше — например, о счастье писали ещё Эпикур и Аристотель. Некоторые концепции зародились позже, например любовь — в современном её понимании — стала мелькать в культурных источниках начиная с двенадцатого века.
И я не имею сейчас в виду, что на самом деле любви и счастья не существует.
Существуют, конечно. Безграничные и до гроба — я в это искренне верю. К чёрту этот сопливый нигилизм. Просто такими категориями мыслят только люди. Овечки и медузы не слишком озабочены вопросами гармонии и куртуазности.
И счастье, и смысл жизни, и красота и даже «я» — это воздушные концепции. Воздушные концепции совершенно бессмысленно где-то таинственно «искать». Они не существуют вне человеческого сознания. Это вам не вирус гриппа.
Я люблю цитировать Дюркгейма: «О терминах не спорят, о терминах договариваются». Вот и здесь мы можем только договориться. В первую очередь с собой.
Любое абстрактное убеждение формируется через призму нас самих.
Чаще всего это происходит неосознанно — через призму нашего хаотичного опыта. И тут уж как повезёт! Неудивительно, что у ребенка, пережившего насилие в детстве, сложится впечатление, что любовь — это боль, счастье — химера, а смысл жизни — тяжкое бремя выживания.
Мы не выбираем родителей, окружение и рекламу по телевизору. Первые годы эти, казалось бы, бытовые и случайные вещи, и формируют наши представления о метафизических красоте, счастье и порядке. Они создают нашу философскую картину мира.
В дальнейшем с этим комплексов воззрений можно справляться тремя способами. Проиллюстрируем все три на примере абстрактных Сары, Евы и Абрамчика.
Саре родители с детства говорили, что ей было бы здорово похудеть.
А ещё она любила листать глянцевые журналы, полные угловатых изящных моделей. Когда и главные источники любви в твоей жизни, и внешний мир регулярно намекают тебе о собственной неполноценности, это формирует твои философские ориентиры.
Когда Сара вырастет, её взгляды на любовь будут созвучны со средневековой полемикой: любовь ещё надо заслужить, недостойный грешник!
Когда Сара вырастет, её взгляды на красоту будут подобны взглядам Платона на мир совершенных идей. Мол, красота — это что-то далёкое и величественное, «мне никогда не дотянуться туда из своей тёмной сырой пещеры…».
Сарин способ справиться со своим набором абстрактных убеждений — принять их, несмотря на то, как губительно они на неё влияют. Она считает, что её картина мира как ВИЧ — признавай, не признавай, всё равно тебя настигнет. Остаётся только смириться.
Другой стратегии придерживался абстрактный мальчик Абрамчик.
Абрамчик с детства жил в холоде.
Его отчитывали дома и в школе.
Его задирали в детском саду и в хоре.
Первая любовь не ответила Абрамчику взаимностью.
Вторая и третья тоже не проявили особого энтузиазма.
Четвёртая любовь ушла от него к богатому соседу.
Когда реальность уходит из под ног, хочется найти опору.
С этой целью Абрамчик отправился на философский факультет. Жизнь давала ему одни тумаки и поэтому он решил найти её Смысл. В университетской библиотеке мальчик нашел томики Ницше и Шопенгауэра. Дрожащие пальцы переворачивали заслюнявленные страницы. Мрачные мотивы про бренность бытия и обреченность человеческого существования укладывались в голове Абрамчика в такт предательству его четвертой любви.
Абрамчику показалось, что он нашёл Смысл Жизни во внешнем мире. Так он стал ницшеанцем, нигилистом и вообще весьма суровым парнем. Всю оставшуюся жизнь он жил с твёрдом убеждением, что мир враждебен, а любви нет. Надо, дескать, стоически терпеть и бороться!
Любви нет, а Смысл есть!
Смысл в том, чтобы превозмочь себя и стать сверхчеловеком!
Смысл в том, чтобы шагать через тернии к звездам!
Шагать в противоположную сторону от четвертой любви и её нового хахаля! Звезды же в противоположной стороне находятся, да?...
Обе эти стратегии работают из рук вон паршиво. В обоих случаях люди пытаются рационально обосновать набор случайных обстоятельств. И таким образом становятся их невольными заложниками. Но есть выход!
Жизнь девочки Евы тоже в начале была не сахар.
Там было много глупостей, обид и разочарований. Но у неё было преимущество — она знала принципиальную разницу между любовью и СПИД-ом. Поэтому Ева регулярно сдавала кровь на анализы, зато не анализировала никаких метафизических смыслов. Она знала, что они существуют только в её голове. Знала, что всё философское наследие — это просто магазин. Можно выбрать всё, что удобно.
Поэтому Ева решила, что любовь — это когда отношения приносят ей счастье. А всё остальное — ерунда, а не любовь. Потому что это выгодно и конструктивно.
Ева решила, что олицетворение всего эстетического наследия человечества — это она сама. Потому что так приятнее жить. И плевать на культурный контекст — он необъективен.
Ева решила, что смысл жизни — это её любимое дело. Потому что это удобно.
Большинство людей досадно заблуждаются. Они думают, что абстрактные категории, которые помогают нам жить, вживляются в мозг при рождении или должны быть найдены в поте экзистенциального поиска.
Но нельзя найти кошку в тёмной комнате. Зато её можно завести. А в некоторых случаях даже родить…
Именно это я и предлагаю сделать вам.
Нет ничего более терапевтического и освобождающего. Вы больше никогда в жизни не задумаетесь «красив ли я?», «что такое любовь?» и «где искать смысл жить?», потому что ответы находятся исключительно в вашей голове.
Больше не надо никуда ходить.
Нейробиологи говорят, что мозг принимает решение на 20 секунд раньше, чем мы его осознаём. Дайте ему всё сделать и в этот раз.
Спросите себя:
В чём я хочу, чтобы был смысл жизни?
Какой я хочу видеть любовь в моей системе ценностей?
Каким я хочу видеть главный критерий морали?
И дайте своему мозгу 20 секунд. Он всё сделает сам. Он сам создаст для вас уютный философский мир.
Когда ваша подруга в следующий раз будет говорить, что она некрасивая, спросите её, зачем ей такая система ценностей. Зачем ей сдались такие представления о красоте? Они же, чёрт подери, просто невыгодные!
Почему среди всего многообразия мировоззренческих моделей она ухитрилась выбрать самую дурацкую?
Когда ваш друг скажет, что бытие пусто и бессмысленно, расскажите ему про разницу между любовью и СПИД-ом.
Когда ваш брат прохрипит, что жизнь — жестокая борьба, ответьте, что необязательно быть стоиком.
Поведайте ему про разницу между абстрактным и конкретным.
Расскажите ему притчу про Сару, Еву и Абрамчика.