МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД НА «ТИТАНИК» И ГОЛЛИВУДСКУЮ РОМАНТИКУ
19.02.2015
17628 просмотров
Найдено в Интернетах
Все мы помним эту троицу – сладкий ДиКаприо, стервозная красотка Кейт и не-помню-как-его-зовут жених красотки – унылый, бесчувственный делец, от которого ДиКаприо спасет Кейт своей романтической страстью. Савелий Москалёв (красавчик на фото справа) предложил мне альтернативный взгляд на этот любовный треугольник и внезапно вспыхнувушую лубофф на краю гибели. Этот текст – бонус для тех, кто следил за моей серией «Как найти мужа/жену». Текст писался задолго до этой серии, а потому все совпадения говорят о многом :)

ПОДВОДНАЯ ЧАСТЬ АЙСБЕРГА ИЛИ МОЙ ВЗГЛЯД НА “ТИТАНИК”.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ, СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ.

Что мы знаем о подводной части айсберга? Во-первых, то, что её не видно. Во-вторых, она всегда больше надводной части. В связи с этим есть расхожее выражение: “Это только верхушка айсберга”.

1998-й год запомнился всем, кто в нём жил, не только очередным экономическим кризисом, начавшимся 17-го августа, и Зимними Олимпийскими играми в японском Нагано, но главным образом – фильмом, отхватившим 11 Оскаров (в т. ч. за лучший фильм) и исполнителем главной роли в нём. Речь, конечно же, соответственно о “Титанике” и Леонардо ди Каприо.
“Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда!” – пожалуй, самое точное определение той едва ли не истерии, творившейся вокруг этой “истории о настоящей чистой любви”. От Лео все с ума сходили, а я всё понять не мог, что особенного все в нём увидели. Да, свою роль действительно исполнил вполне качественно, тем более на “Оскара” за неё был номинирован, хоть и не получил. Но были и другие. Это непонимание усилилось после нескольких просмотров. Тогда-то я и заприметил Билли Зейна, который произвёл на меня гораздо большее впечатление. Меня даже упрекали, что неумело подражаю ему.

Я тогда действительно не понимал наших девчонок: почему Лео, а не Билли? Билли вроде и ростом повыше, и в плечах пошире, и сложен покрепче, в общем, выглядит повнушительнее. Это было особо заметно в сцене, в которой их герои Джек и Кэл стоя рядом провожали опускающуюся шлюпку с Розой. А как фрак на нём сидит! Смотрится куда презентабельнее!

Но речь здесь не об этом. И даже не о том, что подобные истории мало того, что порядком приелись, так ещё и никак не снижают число несчастливых браков по расчёту. А вот “счастливые” браки по залёту... Ммм-да…

В общем, у меня свой взгляд на этот любовный треугольник. Ему и посвящена эта заметка, которую я начал писать ещё почти три года назад незадолго до премьеры “Титаника” в 3D. Я понимаю, что Кэмерон преследовал цель донести до людей много правильных идей, и ему многое неплохо удалось. Но вот с любовной историей чё-то у него не совсем получилось. В этом на первый взгляд весьма банальном, но на самом не деле довольно необычном любовном треугольнике у меня есть свой любимый персонаж, и причин на то, как оказалось немало.

Героя Билли Зейна – талантливого и преуспевающего предпринимателя по имени Кэл Хокли – принято считать главным злодеем в фильме. У меня даже есть ощущение, что и сам Билли Зейн именно так его и воспринимает. Кстати, согласно данным русской Википедии, он получил за эту роль какую-то престижную киношную награду, как лучший злодей года.

Но такой ли он злодей? Действительно ли он является последний гадом, на которого ни в коем случае совершенно ни в чём нельзя быть похожим?
Чтобы полнее и яснее это понять, предлагаю вам взглянуть на ситуацию его глазами и попытаться ответить на другие интересные вопросы: “А что ещё ему оставалось делать!? Что бы почувствовали вы на его месте? И что бы стали делать, оказавшись, извиняюсь, по уши в дерьме далеко не самого высокого качества?” Все запомнили, как он, обезумев от ярости, палил в Джека и Розу из пистолета, но мало кто обратил внимание на то, какое немыслимо циничное предательство и унижение он перед этим от них вытерпел. И ведь вытерпел! Дважды непоседливую Розу в шлюпку усадить пытался! И это после такого кидалова!

Что ж, приступим к детальному рассмотрению этой самой подводной части айсберга.

1. Из ряда сцен мы понимаем, что Роза – та ещё штучка: избалованная, как следствие, капризная, не в меру непредсказуемая, зачастую сама себе на уме и до ужаса безответственная. Об этом ей сказал даже Джек, с которым она, кстати, тоже не всегда была достаточно учтива. Конечно! Ей же всего 17, что вы хотите!? В таком юном возрасте и сразу под венец. Это ж такой стресс! Но о стрессе немного погодя. Да и в этом ли всё дело? А дело в том, что Кэл прекрасно понимал, с кем связался и на что идёт. Все понимали, что женитьба на Розе – авантюра, чреватая многими неприятными неожиданностями, но держали своё мнение при себе. Кэл наверняка мог найти кого-нибудь повзрослее и поспокойнее. Но выбрал именно Розу со всеми её причудами. Не испугался, а если и испугался, всё равно не отступил. Разве такой выбор – не подвиг сам по себе? Не та ли это жертвенная любовь, о которой в наших православных кругах так любят увлечённо порассуждать и о которой в последние годы нашими священнослужителями написано так много книг? Тем более, зная, как Роза переживала из-за всего, что происходило, Кэл был на всё готов, чтобы вывести её из этого состояния. Он очень деликатно, красиво и вместе с тем предельно точно выразил свою просьбу:
– Открой мне своё сердце.
Кто ж виноват, что не захотела открывать?

2. Итак, до свадьбы этой необычной пары остаётся всего неделя. Представьте себе картину: вам через неделю жениться или выходить замуж, и вдруг ни с того, ни с сего вашу вторую половину буквально выдёргивают у вас из-под венца. Ответьте честно: неужели это вас совсем не побеспокоит? Неужели в этом случае вам не составит никакого труда сказать: “ну ладно, идите и живите счастливо”? Как бы это ни произошло, ощущения будут просто ужасными, а с этим нельзя не считаться!

3. А почему бы не отпустить, или даже не послать подальше такую… не будем уточнять, кого? Уж лучше перед свадьбой, чем после. Это решение, пожалуй, наиболее разумный выход из такого, мягко говоря, неприятного положения. Такие попрыгунчики и попрыгуньи – не те, ради кого следует “бороться до конца”. Во избежание ещё больших проблем от перебежчиков лучше избавляться сразу, причём, ради их же блага: глядишь, впредь умнее будут. Если, конечно, вести речь о нашем времени. Только в том и дело, что 103 года назад это был бы не выход, а усугубление проблемы. Попробую объяснить, почему. Из разных диалогов мы узнаём, что Кэл – крупный промышленник. У него миллионы долларов, а это значит, что наверняка от успеха его бизнеса зависят судьбы очень многих людей. Сейчас, в 2015-м не принято обращать внимание на личную жизнь начальников и партнёров. Ну сбежала от него невеста и ладно, что он, хуже работать от этого будет? А в 1912 году люди мыслили по-другому, даже в довольно свободном в этом плане американском обществе. Тогда другие крупные предприниматели могли засомневаться: “Невесту удержать не смог, как тогда крупным предприятием управлять будет? Может быть, не стоит брать его себе в партнёры? А то глядишь, и компания его скоро так же развалится”. Так же и владельцы банков: “Ненадёжный он человек. Кредиты таким лучше не давать”. Да и что бы подумали простые работники, зная такое о своём верховном руководителе, который обязан внушать страх и уважение и во всём для всех быть примером? И никто не стал бы разбираться, кто виноват, кто прав. Когда в твоих руках судьбы сотен, а то и тысяч людей (не говоря уже об огромных деньгах), когда на рынке идёт жёсткая конкуренция, репутация играет решающую роль, и срыв свадьбы в этом случае посадил бы очень большое пятно, которое было никому не нужно.

4. Попробуем теперь представить жизнь Розы вместе с Джеком в случае их успешного бегства в результате успешного прибытия Титаника в Филадельфию. У неё было такое романтическое настроение, она так рвалась начать жить, “как лист, подгоняемый ветром”. В теории всё было очень красиво, экстремально. Однако, учитывая, скажем так, непростой характер Розы, трудно представить, чтобы она быстро адаптировалась к бродячему образу жизни Джека и не перешагнула через перила ещё быстрее. Если так капризничала, живя в роскоши, что говорить о жизни “на грани”? Самое время вспомнить о стрессе, упомянутом в п. 1. Ой, взвыла бы! Да так, что Джек первым бы от неё умчался!

5. Так, я, кажется, догадываюсь, какой весомый аргумент вы припасли. Самое время попробовать его оспорить. Ну не любит она его! Это же самому маленькому ёжику понятно! А Джека, вы думаете, она любила? Ни в коем случае! Она всего лишь была влюблена, и эта влюблённость могла затухнуть так же быстро, как и вспыхнула. Через две-три недельки жёсткого экстрима. Вы думаете, можно быть полностью уверенными, что Роза бы и от Джека потом точно так же не сбежала бы? Я вас умоляю!
Всем известную книгу отца Илии Шугаева “Один раз на всю жизнь” можно критиковать сколько угодно и за что угодно, но о самом главном он написал абсолютно правильно: жениться и выйти замуж по любви невозможно по той простой причине, что истинная любовь появляется далеко не сразу, а через годы совместной жизни.
Роза не любила ни того, ни другого, но со временем могла полюбить любого из них. Стерпится – слюбится, как говорится. Кэл был более достойным. Он не чесал языком о том, как сходит с ума по Розе, он это доказывал на деле.

А теперь немного откровений, если позволите. Я сам очень влюбчивый, и несколько раз влюблялся в тех, с кем явно не было никаких шансов на счастливую жизнь. Понимая это и не желая причинять боль девушкам, я сопротивлялся, учился преодолевать эти ненужные чувства (не обижая, кстати, самих девушек). Сейчас я даже не борюсь со своими чувствами, я просто не обращаю на них внимания. Я могу влюбиться и не заметить этого. Кому-то такое может показаться ужасным, но поверьте: это ценнейший опыт, который потом не раз непременно поможет мне заботиться о счастье одной-единственной, не заглядываясь на остальных, и не раз убережёт нас от всевозможных разладов.

6. А теперь то, о чём я начал задумываться более 10 лет назад. Джек с самого начала казался мне несовершенным. Но я не сразу понял, в чём его несовершенство. А между тем всё предельно просто: он не способен заботиться о женщинах. Ему так хотелось вырвать Розу из “ловушки”, в которую её “заволокли”. А альтернатива? Ночевать под мостом? Он не привыкал и не хотел привыкать быть скованным обязательствами, а это значит, что самого важного опыта у него не было. Когда Джек говорил, что каждый день важно ценить, невольно вспоминается нагорная проповедь, в которой Христос довольно подробно говорил о необходимости не пытаться “прибавить себе росту хотя бы на один локоть”, “сделать свой волос белым или чёрным” и не строить слишком далеко вперёд идущих планов. Сходство, казалось бы, есть. Но упование на Божью волю и откровенная безответственность с полным нежеланием начать что-то создавать, над чем-то каждый день трудиться – это две большие разницы. На вопрос матери Розы о том, привлекает ли его такой бродячий образ жизни, Джек отвечает утвердительно. Это не ответ настоящего мужчины. Это не ответ человека, которого, как выразилась Молли Браун, полезно иметь рядом в трудную минуту. Да, мы не знаем, что с нами случится уже завтра. Да, выходя из дома утром мы, так или иначе, рискуем не вернуться в него вечером. Да, всё, что мы строим, может в любой момент рухнуть или лопнуть как мыльный пузырь. Но это не повод бездействовать и ловить какие-то крохи. Человек – образ и подобие Божье, он также как и Бог наделён способностью творить, создавать, строить свою жизнь. Да, строить жизнь надо с Божьей помощью, но надо строить, а не ждать от Бога, что Он всё сделает за нас. Живя как типичный потребитель, Джек, хоть и учил других хвататься за всё, что жизнь бросает нам, сам не делал этого. А вот Кэл рванул с места, не дожидаясь сигнала к старту, а использовав подвернувшиеся возможности уже на ходу. Результат – налицо.

7. Поняв, что брак срывается, Кэл не запаниковал. При надвигающейся катастрофе он сделал то, что, пожалуй, у него получалось лучше всего – включил голову и начал думать. Прочитав записку Розы, выражающую далеко не самые тёплые чувства и вызывающую далеко не самые приятные ощущения, Кэл не теряет самообладания. В дублированном переводе он вполне сдержанно говорит: “Ну это мы ещё посмотрим!”. В оригинале фраза звучит так: “У меня есть одна идея”. Согласен, подбрасывать в карман человеку то, чего он не крал, и фабриковать ложное обвинение – нечестно. А чужих невест и женихов уводить – честно? Поступок Джека – куда большая подлость, по сравнению с которой подстава с бриллиантом – вполне невинный розыгрыш. Джек сам толкнул его на это. Нельзя не отметить чувство юмора Кэла: на недоумение Розы о том, как Джек мог украсть бриллиант из запертого сейфа, если они всё время были вместе, он пошутил:
– Наверное, он это провернул, пока ты одевалась, дорогая.

8. Не запаниковал он и узнав о второй катастрофе. Здесь речь уже идёт о самом крушении “непотопляемого” “Титаника”. Он и здесь сохранил необходимое хладнокровие и быстро понял, как нужно действовать.

Кэла и здесь не подводит чувство юмора (в такой ситуации, казалось бы!):
– Я – бизнесмен, как Вы знаете, и у меня к Вам деловое предложение…
А теперь самое интересное… Готовы?

Кэлу было выгоднее всего бросить Розу погибать на тонущем “Титанике”! Причина простая – репутация, о которой я писал в начале. Если свадьба срывается из-за гибели невесты, окружающие поймут. И вдобавок посочувствуют. Но при этом втайне обрадуются, что такой завидный жених снова свободен и что теперь есть, за кого выдать замуж дочь. 

Если же невеста остаётся в живых и сбегает, то… см. выше. Прекрасно это осознавая, Кэл не только пытается спасти Розу, но и делает это, рискуя своей жизнью, и даже публичный плевок в лицо его не останавливает.

Итак, что у нас получается? Роза заявляет о своих правах невесты, забыв (видимо, вполне нарочно) о том, что помимо прав невеста обладает ещё и рядом обязанностей, просит нарисовать себя обнажённой, затем весьма скоропостижно раздвигает ноги (простите, я не могу писать об этом иначе!), пишет Кэлу оскорбительную записку, а он… уговаривает её сесть в шлюпку. В ответ она при всех плюёт ему в лицо и убегает, а он при следующей встрече… снова уговаривает её сесть в шлюпку. Да ещё, не отходя от перил, ждёт, пока шлюпка опустится на воду и отплывёт подальше, чтобы полностью убедиться, что Роза в безопасности.

Джек сказал Розе: “Теперь я тоже в ответе за твоё счастье и поэтому не могу уйти, не убедившись, что у тебя всё будет благополучно”.

Кэл ей этого не говорил. Он ей это продемонстрировал, провожая опускающуюся на воду шлюпку, в которой сидела Роза, после всех её выкрутасов.

Вспоминаем последний эпизод с Кэлом, в котором он почти находит Розу среди выживших. Зачем он её искал? Только из-за оставленного в кармане пальто бриллианта? Не смешите!

Точнее всего было бы, наверное, сказать, что Кэл – это хороший парень, оказавшийся не в то время не в том месте не с той невестой. Отношение Джека и Розы к нему – немыслимая и непростительная жестокость. 

Где во всём этом безумии можно разглядеть какую-то там чистую образцовую любовь – ума не приложу. Истинная любовь не причиняет зла. Никому. Абсолютно никому. Все знают, что настоящая любовь – это постоянные уступки. Но если постоянно уступает всего кто-то один, любовь быстро превращается в потреблятство.

Я не пытался убедить всех в том, что Джек – последняя сволочь, с него тоже во многом пример можно взять. Но не дай нам Бог оказаться на месте Кэла и встретить на пути таких вот Джеков. Таких вот спасителей наших невест и женихов от страшного будущего, на которое их обрекают чёрствые и бесчувственные гады вроде нас!

/Хэппи энд/

P.S. от редактора.
Что касается упомянутой Савелием ситуации, «а что было бы, если бы у них все получилось» – так нечто подобное описывается в трехстраничном рассказике Чехова «Трагик», в котором в роли «любящего, но постылого зануды» выступает отец девушки, из дома которого она сбегает к замуж к заезжему актеру. Заканчивается рассказ ее письмом домой: «Папа, он бьет меня! Прости нас! Вышли нам денег!» 

Вот теперь точно все. Делайте выводы!