Прикуси язык и люби ближнего
07.03.2014
19014 просмотров
Дарья Косинцева

Человек воспринимает 55% информации из жестов собеседника, 38% – из интонации и только оставшиеся 7% – из слов. То есть можно сколько угодно сквозь зубы рассказывать про любовь к ближнему, параллельно срывая с него еретическую футболку, – будьте уверены, что посыл про любовь к ближнему до него дойдет.

Говоря просто, человек сначала смотрит на ваши действия, потом в целом на ваш настрой и только после этого решает, воспринимать ли ему ту инфу, которую вы хотите до него донести. Я думаю, про действия некоторых православных активистов, далекие от налаживания диалога с ближним, все в курсе. Тема старая, и скажем честно, это все-таки личности в православной среде маргинальные.

Однако у этих личностей есть благодатная почва – некий «общий настрой», та самая интонация, которая царит в среде вполне себе воцерковлённых людей. Как интернет-боец, я сужу о ней по дискуссиях на форумах, в блогах и т.п. Оскорбления, презрение, ненависть, направленные на ближнего, – общее место любых онлайн-дискуссий за веру. Вот честно, ни разу я не встретила хотя бы просто вежливого диалога между верующим и атеистом. Наверняка они есть, но их исчезающе мало. Где верующие, поставившие себе цель нести людям мир и вообще помнящие о том, что «блаженны миротворцы»? Я вообще удивляюсь, как последователи Христа могут позволить себе употреблять в отношении собеседника негативно окрашенные слова – даже слово «бред», не говоря уже о более сильных. Я каждый раз прикусываю себе губу, когда мне хочется кому-нибудь нагрубить, а уже напечатать грубость оппоненту на клавиатуре...

Я понимаю, как трудно бывает себя сдержать, особенно если тебя начали оскорблять первым. Но ведь в большинстве случаев не надо быть святым, чтобы банально не позволить себе спуститься до уровня собеседника. Мне кажется, верующий должен относиться даже к самому грубому собеседнику как хороший воспитатель к истерящей в детсаду девочке: быть внимательным, спокойным, осторожным. Всем своим поведением и настроем транслировать мир, смирение, любовь к ближнему. Ну или хотя бы стараться. Иначе его ждет неминуемый фейл. Это простое упражнение, но, по моему опыту, очень эффективное. На эту тему есть хорошая японская притча о силе смирения:

«В Японии в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя, и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.

Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси. Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:

– Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?

Старый самурай ответил:

– Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?

– Своему прежнему хозяину, – ответил один из учеников.

– Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес».

Вспомним о том, что "не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека". Думаю, это наставление Христа можно понять гораздо шире. То, что нам приносит мир, всегда было и будет "грязно", и никогда не получится окончательно "умыть руки" и построить рай на земле. Христос честно предупредил, что христиане "не от мира сего", а значит, общество будет подкидывать им кучу гадостей. Но важно не то, что мир (то есть общество) приносит нам, а то, что мы приносим в мир. Приносим своими словами, чувствами и действиями. Верующий не может быть "от мира сего", быть его отражением и бороться с миром его же методами.

Верующий должен стараться быть "светом, который во тьме светит, и тьма не объяла его".