Спасение, приоткрытое всем
13.02.2019
1508 просмотров
Виктория Паздрий

Сегодня неоднозначный день, именуемый Международным днем влюбленных. И многие православные христиане задают вопрос: стоит ли его праздновать? А некоторые откровенно негодуют. В связи с этим мне вот о чем подумалось.

Часто инакомыслящие заявляют, что христианскими праздниками специально заместили языческие. И да, именно так в определенные исторические эпохи и делали. Причем делали, как по мне, очень мудро.

В язычестве ведь было не только откровенное бесопоклонство. Забыл ли Господь о Своих детях-язычниках? Конечно, нет. Он дал им свободу поклоняться кому угодно, но заботу проявлял именно как о Своих детях. И посылал пусть не пророков, но людей, которые что-то похожее на Истину приносили этим народам. Например, Сократа называли «христианином до Христа», и не без оснований.

Горячо любимый мной апостол Павел, объясняя эллинам, Кто такой Бог-Отец, ссылается на их поэта: «Им живем и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: “мы Его и род”» (Деяния, глава 17, стих 28). Это однозначно говорит о том, что некое Откровение Господа достигало величайших язычников, даже минуя явные мерзости поклонения человека твари. Иначе вряд ли блестяще образованный и мудрый апостол их бы вообще упоминал.

Что происходит, когда христианизируется языческий праздник? Просто-напросто исправляется кривизна, принесенная обожествлением тварного. А хорошее остается. Церковь не говорит обратившемуся язычнику: ах ты, сволочь, дебил, свинья, ну-ка взял и забыл о дне весеннего солнцестояния в тот же миг. Она объясняет: друг, ты правильно понимаешь, что есть Солнце Правды, но вот только это ― не сотворенное светило. Это Христос. Настоящее Солнце, Которому стоит поклоняться, ― Бог и Человек, Спасающий мир. Воистину воскресе Христос.

ИМХО, то же самое ― с Днем влюбленных. Не обязательно же непременно луперкалии устраивать или упорно ассоциировать этот день с ними и только с ними. Мне кажется, имеет смысл «ассимилировать» светский праздник под нас, как это делалось многократно за всю историю Церкви. Воспользоваться поводом сделать любимым приятное. И, возможно, сугубо помолиться святому Валентину Интерамнскому, даже на молебне в храме. В том числе о счастье в личной жизни. Почему нет? Ведь каждый подвижник ― наш заступник и молитвенник перед Богом по всем вопросам.

И еще несколько слов о соотношении христианства и язычества. Неоднократно встречала у критиков нашей веры мысль о том, что, мол, христианство «неэксклюзивно». Дескать, явление божественного сына было во многих языческих религиях (там, Мардук, Гор и тому подобная тема) ― а потому «плагиат обычный», и все дела.

Конечно, объективно и профессионально сравнив эти «похожие» верования, языческие и христианские, можно в пух и прах разнести подобные аналогии (форма-то, может, и похожа, а вот суть, содержание...). Но мне бы сейчас хотелось обратить внимание читателя на другое.

В своем Послании римлянам святой апостол Павел прямым текстом говорит, что некая доля Истины была язычникам открыта, а значит, она в их представлении о божественном присутствует.

Конкретно вот здесь: «...что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, ― то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (К Римлянам, глава 1, стихи 19–25).

Потому некоторым особо ревностным братиям не стоит с пеной у рта доказывать неверующему оппоненту, что таких «параллелей» у различных религий близко нет. Есть они. Хотя и были извращены многими, как говорит апостол. Просто нужно правильно понимать, что это значит. И не шарахаться от того, что в каком-то христианском храме увидишь «языческий» коловрат.

Возможно, именно в таком виде нашим предкам-славянам однажды открылась истина о том, что с Востока к ним придет Солнце Правды ― Христос. Почему нет)?


Источники: http://nikotorix.livejournal.com/420832.html

http://nikotorix.livejournal.com/385263.html


На иллюстрации – напольная мозаика в центральном нефе базилики Рождества Христова (Вифлеем, IV век н.э.)