Свобода от манипуляций
27.02.2014
19630 просмотров
Дарья Косинцева

Недавно на какой-то замызганной иномарке увидела надпись «Lord Jesus» и вдруг подумала: «Христос – владыка... lord... что может быть страннее?» Странно, потому что Христос – это прямо-таки антивладыка. Он отвергает оба элемента власти, с помощью которых можно управлять людьми, – собственно физическую силу и лесть (манипуляцию). Он безжалостно правдив – и при этом полностью отказывается от насилия. Вот это – единственные отношения, когда вместо власти-силы (насилия) и власти-удовольствия (манипуляции) может существовать свобода. В антиутопии Замятина людьми управляют с помощью насилия, у Хаксли – манипулируя удовольствием. Вот они – альфа и омега Власти. Христос же призывает одновременно отказаться и от насилия, и от наслаждения.

Тоталитарные общества управляли с помощью насилия, нынешняя «прекрасная демократия», которая маскируется под свободу, управляет при помощи удовольствий. Христианство предлагает в качестве альтернативы свободу от насилия и страха и одновременно – свободу от удовольствий, которые владеют тобой.

«Ты говоришь, что нет любви – есть только пряник и плеть», – говорится в песне Наутилусов, которую я, похоже, замучаюсь цитировать в этом блоге. Любовь-власть, любовь-манипуляция – с помощью пряника и плети, наслаждений и насилия – это та антилюбовь, которую постоянно предлагают человеку. Но только такая любовь реальна, где нет манипуляции, – где только правда («не сорадуется неправде», по словам ап. Павла) и где при этом нет насилия («всё переносит»).

Например, распространенные отношения домашнего насилия – это чистая антилюбовь, любовь-наоборот, любовь-власть, «пряник и кнут». Многие удивляются, почему жены не уходят от мужей после того, как он ударит их первый раз. А вот потому, что происходит так: я тебе, дорогая, сегодня фингал, а завтра тазик роз. Вот, видишь, какая страсть! Пряник и кнут, кнут и пряник, насилие и манипуляция – всё, чтобы держать под контролем, чувствовать свою власть и ограничить свободу другого. Концлагерь и доска почета всегда идут бок о бок.

Христианство же предлагает нечто невообразимое, настоящую революцию – те самые вожделенные свободу, равенство, братство. Все то, что объединяется под загадочным евангельским словом «любовь». Бог, Христос – Lord, владыка в совершенно неземном смысле этого слова. Владыка, который, для начала, дал свободу своим слугам. Владыка, который, в конце концов, захотел стать равным своим слугам и даже ниже их, захотел мыть им ноги! Власть этого Владыки все время стараются упростить, низвести до каких-то приземленных и прозрачных понятий «праведного государства» (то есть утопии, где будут царить все тот же кнут и пряник). Нет! Христос предлагает вместо «праведного государства» какое-то непонятное братство, какую-то непонятную Церковь, объединенную не властью, а любовью (свободой, равенством, братством...). И только такого «государства» он будет Владыкой. Все же понятные нам иерархии заканчиваются «князем мира сего».

Так часто сегодня свободу противопоставляют любви. Но свобода противостоит только той любви, которая любовь-манипуляция, любовь-созависимость, любовь-власть. Любовь, которую хочет донести до нас Евангелие, – это абсолютная и единственно возможная свобода.