Крест или пионерский галстук на шее: нюансы символики
14.09.2018
293 просмотра
Виктория Паздрий
Источник: nikotorix.livejournal.com

Задал мне однажды один человек вопрос. Дескать, для чего я ношу крест, это для меня как галстук пионерский, что ли?
Я говорю, что сие есть символ моей веры в моей жизни, а к вере я бы хотела приобщить существенно душу и зрительно - тело. Потому у меня невидимый крест в душе и зримый на шее. Она мне - ну, так и у пионеров было так же. Они тоже свои идеи выражали, которые и в душе, и на теле.

Думаю - похоже, в принципе, учитывая то, что особо самоотверженная коммунистическая молодежь распевала: "Наш бог - Ленин" (а божки типа Ленина конкуренции не терпят, поэтому мне подобные для них - "сволочь идеологическая"). Это скорее не просто идея была, а вера - красное язычество. Оно и по сей день хранит свои идолы в Мавзолее, и черное паломничество к ним не перестает быть. Да, и пионеры носили свои значки как "символ веры", пели молитвы "богам революции", совершали свои ритуалы. Неужели правда - "что они, что мы"?

Если вникнуть в одну деталь, то не совсем. Чтобы понять, нужно разобраться, как приписывала носить свою символику советская коммуна и что говорит о крестоношении Православие.
Первое, что приходит в голову (по крайней мере, мне) при виде пионеров в красных галстуках - митинг, демонстрация под бой барабанов. "Смотрите, смотрите, мы дети Ленина и коммунизма, триумфаторы, попиратели буржуазии, хозяева положения". Пусть абсолютно искренняя, из благородных побуждений, но все же показуха. И вот эта демонстративность - и "революционные слоганы", и Мавзолей с чучелом вождя. Дух, проявляющий себя, себя и только себя, вырывается, в том числе, из языков красного тканевого пламени. Его цель - не что иное, как кричать о своем "я" на всю Вселенную.

О чем же, с другой стороны, говорит православный крест на шее?
Всем известно, что крест - свидетельство принадлежности человека Христу и его Церкви, исповедание, бессловесная молитва, позволяющая этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи или не имеет возможности перекреститься. Но это если носишь с верой. Также: "крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный (на теле) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ". И дальше пишется: "В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды "как ясные показатели христианского крещения". Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже - и священники". Почему так?
В первые века крещения Русь была полуязыческой, христианам грозили серьезные опасности, вплоть до лишения жизни. Конечно, князь Владимир крестил державу, но князь-то в Киеве, а под носом у тебя по-прежнему верующие в Даждьбога или Волоса, и для них ты, вчерашний сын и брат, теперь иноверец и "враг народа". А с такими гордые язычники, увы, не церемонились. Сохранить свою веру в ситуации, когда само твое существование висит на волоске рядом с соседями-христоненавистниками, только красивые слова вряд ли помогут. Нужен личный пример. Необходимо не только беречь свое Крещение, но и доказать Богу и немощному ближнему, что у тебя она есть, что ты идешь в строю как для Господа - воин, а для православного - товарищ. Вера являлась делами, в том числе крестоношением.
Это в какой-то степени тоже была демонстрация, но отнюдь не "триумфаторско-попирательская", а рисковая и, по мирским понятиям, неблагодарная. Даже если не убьют, каково это - быть чужим среди своих и уродом для тех, кто недавно, казалось бы, тебя любил? Тяжело... И потому "всего лишь" открыто показывать свой крест уже было подвигом.
Теперь, когда все имеют право выбирать, храмы открыты и священника может найти каждый желающий, мы не выпячиваем кресты. Наша вера в душе. А наше тело с нательным крестом спрятано под одеждой, как эта самая душа в теле. Исключение составляет священство, пасущее Христово стадо. Ему силу и право демонстрировать в себе Образ Христа видимым крестоношением дает святое Таинство хиротонии. Но это уже другой крест. Нательный, как и у мирянина, скрыт от лишнего любопытства.

Вот в этом вся и разница. Вы можете себе представить большевиков, открыто и победоносно шмыгающих по империи в своей символике до октябрьского переворота? Я - скорее, нет. Но, когда "красная чума" восторжествовала, всех детей чинно обрядили в галстуки, а кто не повесил портрет товарища Ленина на стене своего кабинета, тот берегись... Это, так сказать, самопрезентация разбойника, сначала незаметно подкравшегося и удачно ограбившего, а потом хвалящегося "ходкой".
У христианства демонстрация появляется только в том случае, если корысти в ней абсолютно никакой нет. Более того - чаще всего она на пользу ближнему и в тягость демонстранту. Но в спасительную тягость).

Вывод стар, как сам мир: и разные по ценности металлы могут блестеть похоже, почти одинаково. Почти, да не совсем...