Сербский православный о РПЦ и протестантизме
17.10.2019
1154 просмотра
Авторы "Меньше ада"
… и о том, почему он читает “Меньше ада”

Братья-славяне ждут от нас скреп и православной империи? Оказывается, нет - это я тут в комментариях почитала. В фейсбуке “Меньшеада” под постом-знакомством наша подписчица - русская протестантка - устроила такое “жесткое интервью” нашему подписчику - сербскому православному. Я с удовольствием прочитала как пример прямой и честной, но при этом глубокой и интеллигентной дискуссии. Как воспринимать “очереди к мощам при разгульном образе жизни” и “православное язычество”? Как реагировать на заявления типа “все неправославные пойдут в ад?” Чего в глубине своей протестанты ищут в православии и что им мешает найти искомое? Как видятся сербу проблемы и перспективы Сербской и Русской православных церквей? В общем, я читала с большим интересом. Мы как могли, причесали эту дискуссию и подредактировали, но все равно не ждите законченной композиции, это просто разговор в комментах.

Радослав Лазович Малеш: Здравствуйте! Я православный христианин, теолог. Понравился Ваш подход к вере, назову его "нешаблонный". Мы очень часто забываем, что вера - это личный опыт с Богом, личное общение и любовь к Богу. Часто мы ограничиваем себя на формализм, форму, а суть, личное отношение, забываем! Мне кажется, что Ваша страница именно этот момент "открывает", а формализм разоблачает. Лично все это мне очень близко, и я часто читаю ваши статьи! Страницу нашел  "случайно". Название страницы понравилось, а потом начал читать...и так читаю до сих пор. Слава Богу! Множество вам благословении и большой привет Вам из Нови-Сада, Сербии.

Оксана Лупашко: У Вас великолепное владение русским языком. Браво.

Радослав Лазович Малеш: Спасибо Вам большое! Не считаю так, но приятно прочитать!

Дина Мама: Такое ощущение, что вы православный протестант. Чудесно написано.

Радослав Лазович Малеш: Да не. Протестанты не понимают, что в сущности ищут православия! Время от времени православие переживает искушения, отдаляясь само от себя, поэтому периодически оно нуждается в переосмыслении и переиспытывании своей православности: насколько мы, которые себя считаем православным, по сути православные, то есть христиане. Если читать ранних Отцов Кападокийцев, святого Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоустого и других, понимаешь - вот оно, суть православия, истинное христианство, которого ожидает весь мир!

Дина Мама: Я много общаюсь с православными, но РПЦ меня как организация совсем не радует, к сожалению, и фарисейство, и законничество некоторых православных, как их называю православнутых, меня убивает ещё больше. Проблем в протестантизме много, признаю, богословие бедноватое и убивает также, что уже за Бога решают участь всех неверующих в Христа, хотя это Его привилегия. В общем почти за 20 лет нахождения среди протестантов я понимаю, что уже и протестантам нужна реформация, новый уровень. И я согласна, что протестантизм как гидра многоголовая - проблем много. Но и в православии тоже на меньше. Лозунги “православие или смерть” тоже не радуют, особо ретивые готовы сражаться не просто запрещением, а так же и преследованием.

... Я понимаю, не всякий называющий себя православным есть таковой, но мне больно от того, что мы, думающие протестанты, страдаем от манипуляций с двух сторон...

Радослав Лазович Малеш: Понимаю Ваше отношение ко всему этому. Существенная разница между православием и протестантизмом не в этом, как Вы и сами сделали вывод. И те и эти удаляются от Христа (в этом мы все одинаковы). Дело в том, что хоть и удаляясь, мы знаем, куда нам вернуться! Протестанты не знают, поскольку заблудились в своем поиске Истины! Так что и кроме законничества, фарисейства и всего другого, в чем Вы 100% правы, православие - все-таки Истина, тут Христос, которого можно встретить, и тут никакой другой человек не помешает!

Дина Мама: А по вашему протестанты совсем не спасаются? Я читала отца Александра Меня, он хорошо относился к протестантизму, а один знаменитый православный архиепископ сказал, что хороший протестант лучше плохого православного, разве Богу не важно стремление человека к Нему? Разве все католические святые не могут быть святыми, если они не православные? Разве Льюис и Сперджен не были так близки ко Христу, чтобы писать такие вещи о Нем? Я признаю, что Православие правее, чем весь протестантизм вместе взятый, но поклонение мощам и очереди к Матроне, крестики на шее, разгульный образ жизни - это нужно Богу? А когда пытаешься сказать человеку, причисляющего себя к православию, кланяющемся иконам и обвиняющим протестантов, что у них нет икон, но при этом делающим второй или третий аборт, ибо на цацки не хватает, но зато православная - кто более по вашему все-таки ближе к Христу в этот момент? Нет, не думайте, что осуждала её, но жалела, жалела, что кто-то родить не может, а кто-то с лёгкостью на аборт. Бабушка-старушка - полный иконостас, а Христос ей не нужен. Кто Он такой, как она говорит, и тут же жалеет, что свою единственную дочь не прибила абортом, а о первом мне рассказала со смаком... Это караул, честное слово. Неужели за 20 лет не проводилось с такими бабушками нормальной работы по окормлению... И лицемерие высокопоставленных православных лиц с экранов телевизоров... Мне хватает лицемерия неопротестантских лидеров... Даже в классическом протестантизме, в коем я родилась, я вижу уже эту фальшь. Менять шило на мыло пока совсем не хочется. Я и так в принципе не причисляю себя к определенной Церкви.

Радослав Лазович Малеш: Вы задали много вопросов.

Нет, не считаю что протестанты не спасаются. Даже больше скажу Вам - считаю, скорее надеюсь, что все люди по любви Божьей спасутся! После смерти они все спасутся. Но православие - это не о спасении и не о том, что после смерти! То есть спасение в православии не является моральной категорией и не является понятием, которое важно "после смерти". Спасение в православии - это знать, общаться, любить Бога и радоваться Богу, сейчас и здесь! В этой жизни прежде всего! Кто так делает, тот получает благодать Духа Святого, и для него жизнь превращается в что-то другое! В радость и любовь! Эта благодать преображает человека и спасает его.

Льюис и Сперджен - да, имели отношение к Богу, но полнота этого отношения в Православии.

Уважение икон и мощей - подтверждение веры в воплощённого воистину Сына Божья и в воскресение Христово. Мы не поклоняемся иконам, а образам, нарисованным на иконах. Это другое дело.

Разве в РПЦ нет достойных проповедников? А где Иларион Алфеев, где Андрей Ткачев, где Георгий Максимов, патриарх Кирилл? Митрополит Онуфрий? Таких много!

Дина Мама: И ещё вопрос: вы верите, что спасутся в итоге все, даже насильники, убийцы, педофилы, фашисты? Просто каким все-таки образом?

Радослав Лазович Малеш: Я просто надеюсь, что Бог, там, за границей, после смерти (а есть жизнь после смерти!), даст им ещё один шанс...даст им познакомиться с Ним, и они полюбят Его, так как нельзя не любить Его, если уже узнал Его... Но это что-то такое - мое. Моя надежда. А как будет на самом деле - не знаю. Эта жизнь и этот мир - долина плача. Люди без Бога несчастные, больные, извращённые, рабы своих слабостей, дьявола... превращаются в зверей. Их скорее жалеть, чем надеяться что им в ад…

Дина Мама: Ну вот ваше мнение считается всего лишь вашим мнением, а их позиция такова, что ад вечен, и всем, кто вне православия - вечный ад... И это не вяжется тоже с любящим Богом. Ад - это зло, как зло может быть вечным?

Радослав Лазович Малеш: Ад вечен и в нем неправославные? Да, есть такая позиция, есть люди, которые так и верят, но это не позиция православия. Превосходящее большинство знает, что мы не знаем, кто будет в аду или раю. Нам стараться, а Бог будет решать кто и где.

Дина Мама: А как же святые отцы, которые говорят о вечном аде, о том, что некрещеные младенцы тоже будут в аду или в месте определённом, потому что некрещеные... Про то, что все спасутся - боюсь с вами не согласятся многие православные, у них одно: если ты еретик, дорога тебе в ад... Ткачев интересен, но часто перегибает палку. Смирнов так же. А патриарх - ведь есть и среди православных, которые его терпеть не могут. Вся проблема в его окружении: то часы отфотошопят, то ещё что-то подобное, вместо того, чтобы написать: “ребята, а почему он не имеет права носить дорогие часы , ездить на дорогой машине?” Зачем так лицемерить? Да, я слушаю многих православных священников, но вот не совсем согласна с этими “мощепочитаниями”. Видите ли, у протестантов учат конкретно, что объект нашего поклонения и любви - это Господь Бог, поклоняться только Ему, а остальное - это идолопоклонство. Любить нужно Бога и ближних своих... Поэтому люди, пришедшие в протестантизм, сразу уясняют для себя, что только Бог есть искупитель, а не Николай, как у царебожников, и только Христос может помочь, если Ему это угодно и в этом есть Его воля, а не стояние у мощей. Поэтому и “языческое христианство” в протестантизме по сути отсутствует. А сколько православных сейчас жалуется на псевдоправославное язычество в их среде? Так что проблемы есть и в православии. Да, протестантизм не прав во многих вопросах, но зато ведь он даёт четкую установку, в кого надо верить и кому надо верить. Неопротестанты, конечно, ещё те радикалы, но классический протестантизм приветствует изучение истории Церкви, начиная с первого века, но ведь не все следует всерьез воспринимать - что-то идёт как апокрифические вещи…

Радослав Лазович Малеш: Иконы и почитание мощей - ветхозаветная традиция. Образы икон были и в иерусалимском храме, а евреи уважали и считали святыми места погребении ветхозаветных пророков. Бог называл своих людей святыми, ибо те люди носят в себе святость Духа Его и творят чудеса. Мы не кланяемся иконам, а выказываем молитвенное почитание Богу, который проявился через некоторых людях. Когда целует человек фотографию любимого человека, разве он идолопоклонник? Нет, наоборот.

В протестантизме тоже есть свое “христианское язычество”. Культ обожания Библии похож на культ золотого тельца. Обожают письмо, выучивают сотни страниц наизусть, а Писатель стоит рядом. В православии этого нет.

Как я уже говорил, внутри православия есть свои искушения, но они и должны быть, ибо таким образом верующие совершенствуются и идут вперёд. Искушения нужны! Но самое важное, когда искушения появляются - знать, что такое Истина и куда идти. Она есть в Православии!

Дина Мама: Но ведь именно протестантизм в послеперестроечные времена подтолкнул читать многих писем Того, кто любит этот мир. Писание - это же письмо к нам. Православные возревновали и начали потом создавать свои кружки по изучению Библии. Разве знать Писание это плохо?

Да, люди срываются в любой конфессии. Речь шла о тех, кто называет себя православными только по названию: они и Писание ни разу не открывали, но как раз-таки и занимаются идолопоклонством, заменяя Бога на иконы. Я в курсе, что есть почитание и чем оно отличается от поклонения. Но получается настоящих истинно православных мало, много именно причисляющих, но не являющихся таковыми, и к тому же с языческим уклоном. Может, просто православные не до конца поняли протестантов, обвиняя их в упрощении христианства. Нужен и диалог между нами.

Радослав Лазович Малеш: Тех, которые заменили Бога на иконы - очень мало. Я даже ни одного не знаю такого. И все, у которых есть иконы, говорят, что это в честь Бога и святых людей, несмотря на то, что не ходят постоянно в церковь.

Знаете, Христос говорил, что Его Церковь будет страдающая Церковь. Посмотрите историю. Кто страдает? Западные христиане? Нет. А на востоке были и татаро-монголы, и богоборные атеисты, и сталинизм, и радикальные мусульмане...всё это выпало на долю православных. И нельзя обвинять людей за то, что они не знают достаточно о своей веры. У нас в Сербии был период 50 лет, а у вас в России даже 70, что практически нельзя было упомянуть слова  "вера" или "Церковь", тем более практиковать христианство. Сейчас очень тяжело и медленно исправлять последствия всего этого. Поэтому многие не знают о вере достаточно, либо совсем не знают. Посмотрите мировую тенденцию: зло в мире навязывается именно из протестантского мира. Это говорит о том, что протестантизм за свои 500 лет не успел создать христианскую культуру как основу среди народов, в которых жил. Противостоят только православные. Даже тот обычный человек, не знающий Письма и не ходящий в церковь на каждую литургию. Поэтому мы не знаем, кто является истинно православным, а кто нет. Об этом будет судить сам Христос. Кто мы такие.

Дина Мама: Да и протестанты гонимы. Протестантские верующие в разных странах подвергаются пыткам и гонениям: в Индии, в мусульманских странах, в северной Корее... Да и в России катят бочку уже. Православие в России - это удобная сила для политических игр, к сожалению. Есть такое понятие - православный атеист. Так и говорят - я православный, но атеист. Православие как порядок в стране, и все. Зло от протестантов? Так не все причисляющие себя к протестантизму являются таковыми. Как и в православии, здесь в России православные националисты есть, черносотенцы, которые несут типа таких лозунгов - “православие или смерть”. Есть радикалы, которые врываются в дома молитв протестантов громя и угрожая... Зло оно такое, любое обличье и форму принимает.

Darya Kosintseva: Как у вас тут интересно, только не разжигайте сильно! Радослав, у вас что, русский - не родной?! Я бы никогда не поняла! А я ж, этот, писатель и учитель русского вообще-то! Посылаю лучи добра через границу! Рада, что вы у меня находите пищу для ума и для адекватного православия!

Радослав Лазович Малеш: А нет, не родной. Спасибо за комплимент! От Вас он имеет особое значение! Слава Богу за то, что есть ваша страница! С удовольствием читаю и радуюсь, что в России есть такие православные люди, которые понимают суть нашей веры!