Как выжить в Церкви
01.07.2018
3656 просмотров
Авторы "Меньше ада"

Автор: Сергей Быструшкин

Протодьякон Андрей Кураев часто произносит очень мудрую фразу: «Раньше было принято публично рассказывать о своей вере, но скрывать количество интимных связей, ныне же ― наоборот». Я с этим согласен. Недавно на мое приглашение в группу «ВКонтакте», посвященную религиозным вопросам, одна девушка ответила, что вера ― это личное дело каждого. Подразумеваю, за скобками был высказан упрек, что я свои убеждения выставляю напоказ. Мне захотелось порефлексировать на эту тему.

Христос по Своем Воскресении сказал ученикам: «Идите и научите все народы» (Мф. 28:19). Христианин не должен скрывать то, а точнее, Кого он обрел. Другое дело, что для этого нужен такт. Но самое главное ― своим убеждениям нужно соответствовать. Вот это самое сложное. Процитирую еще одного человека ― Григория Лепса: «Для того чтобы верить в Бога, не обязательно ползать в храме на коленках. Бога носишь в душе, голове или живешь по Божьим заповедям, что практически невозможно». Мне очень близко это мнение.

К чему я это всё? Как-то мне уже приходилось высказываться на тему того, почему люди уходят из Церкви. И в какой-то момент я понял, что будет полезнее поделиться личным опытом, каких ошибок следует избегать, чтобы не разочароваться в Боге и Его Церкви и остаться в ней. Наверное, пойду прямо по пунктам.

- Не нужно ждать от Бога исполнения всех своих желаний
Этот пункт очень важен. Я часто читаю в «исповедях бывших», что они разочаровались во Всевышнем, потому что о чем-то долго просили, молились, а Бог не ответил. Я тоже кое о чем много просил, и продолжаю просить, и пока не получил ответа. И что, мне теперь тоже предъявлять Ему претензии? Как бы это ни было неприятно для нашего эго, у Бога могут быть другие ответы на наши вопросы. Не такие, каких мы ожидаем. Не самые приятные.

- Не стоит подменять Бога религиозными практиками
Часто, приходя в Церковь, человек начинает неистово читать молитвенные правила, посещать все службы... Но в какой-то момент у него в душе наступит пустота. А если при этом в жизни появится что-то более интересное, некое отвлекающее обстоятельство, например любовь, то спустя время может наступить разочарование в церковной жизни. Усталость от ежегодного хождения по кругу, в котором нет Бога. Ведь как удобно верить в абстрактного бога, отстраненного от нас ширмой постов, молитвенных правил, благословениями бабушек. Но однажды Настоящий Бог всё равно начнет прорываться к тебе. И неожиданно может стать очень больно от того, как будут разрушаться твои прежние иллюзии.

- Люди в Церкви такие же, как и вне ее (не все, но многие)
Ну есть же такой соблазн: приходишь в церковь и думаешь, что все вокруг такие благодатные, матом не ругаются, проблем у них никаких нет. Вот, кстати, меня лично именно последний пункт в свое время… м-м-м… удивлял. Мне казалось, что в храме люди, которые как-то «помечены» Богом, у них немножко другая жизнь, нежели у простых смертных. И проблем меньше, и вообще всё как-то благополучнее. Такая вполне ветхозаветная логика. Про Крест я как будто бы и не слышал, не-не. Но довольно быстро в своем заблуждении я раскаялся. И еще понял, что глупо требовать от людей быть идеальными. Перфекционизм еще никого не доводил до добра.

- Не нужно стремиться воцерковить всех вокруг
Каждый, кто только пришел к вере, знает это разрывающее тебя изнутри желание немедленно привести всех вокруг к Богу. Как правило, самое Его существование окружающие не отрицают, но от канонов и Церкви они далеко. А ты всеми правдами и неправдами пытаешься их к ней приблизить. Вот не надо этого. К этому сложно прийти. Даже у меня, православного со стажем, случаются «срывы», когда я иногда завожу эту старую пластинку. Тем не менее ― не стоит. У каждого человека с Богом свои отношения. Кто-то приходит к Нему раньше, кто-то позже. И не стоит забывать, что у нас самих с Церковью не сразу всё срослось…

- Патриарх Кирилл, ррр!
Придя в Церковь, можно удивиться полярности взглядов ее членов. Здесь всё как и в светском обществе: одни ― либералы, другие ― консерваторы. Одни топят за то, чтобы патриарх Кирилл скорее оставил свою кафедру, люди противоположных взглядов поют ему «Многая лета». И ты такой думаешь: какую же сторону занять мне? Могу посоветовать: займите ту, которая вам ближе. Остаться в стороне у вас точно не получится. Всё равно заставят определяться. Только помните внутри себя: вы в Церкви не ради патриарха Кирилла. И еще одно: неизвестно, как вели бы себя вы на его месте.

- Пост или не пост ― вот в чем вопрос
Насколько важно соблюдать вот прямо все посты, жить по канонам? Опять же ― если во главе угла Господь, то эти вопросы решаются гораздо проще. Вот если я, например, не могу в силу того, что у меня не самый лучший желудок, есть постные продукты, то я ведь только по этой причине не буду их есть. А не потому, что мне лень. И вряд ли я этим Бога обижу. Тут важно только свою совесть не обманывать. Потому что очень легко с ней договориться: здесь я себе сделаю послабление, здесь... А потом, глядишь, я в церковь вообще перестану ходить, зачем, Бог-то в душе.

- Не отрываться от реальной жизни
Поскольку мы призваны свидетельствовать о своей вере, нам нужно быть понятными людям. В том смысле, что не нужно махать на себя рукой, забрасывать косметику и так далее. Неофитам свойственно резко отказываться от всего мирского, но: а) со временем может быть откат в противоположную сторону; б) всё это идет в ущерб нашей проповеди. Христос, когда жил на Земле, был очень стильным. И нам и в этом следует брать с Него пример.

- Читать правильных авторов
Самый важный пункт. Я, конечно, не могу решать за каждого, но есть православные писатели и публицисты, которых я точно не посоветовал бы. Потому что их энергетика (извиняюсь за это слово) весьма противоречит христианству, сугубо на мой взгляд. Имена их называть не буду, лучше порекомендую тех, кто помог мне: Александр Мень, Андрей Десницкий, Андрей Кураев, Андрей Конанос, Алексей Уминский. Может быть, кого-то забыл.

Наверное, я также забыл рассказать еще о чем-то, но, надеюсь, ключевое я все-таки затронул. Да, и помните главное: как говорит Андрей Кураев, «Входя в церковь, снимайте шапку, а не голову».