Верь, люби, учи матчасть (II)
11.07.2019
1101 просмотр
Найдено в Интернетах

Автор: протоиерей Сергей Лепин
Источник: serge-le.livejournal.com
Начало здесь.

Так вот… На чем мы остановились? Ах да! На вопросе о том, что значит любить Бога. И что же значит любить Бога? О, я об этом много читал и таки вам сейчас всё расскажу.

У читателей могли возникнуть (и возникли) два вопроса: 1. Можно ли спастись, имея веру, но не имея добрых дел? 2. Можно ли спастись без веры, имея только добрые дела?

Вот сказано же: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:20), «Потому что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11). «Он {Бог} спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5). В прямом смысле речь идет о тех делах, которые подразумевались иудейской обрядностью (как бытовой, так и богослужебной), но если исходить из того, что «дела закона» (Моисеева – всего того, о чем говорится в Торе и у Пророков) нам никак не удастся свести только к ритуалистике, то становится очевидным, что имеется в виду добродетель вообще, хотя в определенных местах речь идет именно об обрядности (например, Рим. 4:2–6).

Т.е. может показаться, что «главное любить всемогущего и доброго Бога» и громче всех кричать «Аллилуйя!», а все остальное неважно – будь хоть последней сволочью, если тебе так нравится. «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» (Рим. 3:8).

Но нет. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2: 14, 20). Т.е. веры без добродетели не бывает, как жизни без воды, – если правильно понимать значение слова «верить», иначе и сатана выйдет «очень верующим», поскольку «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). Любовь к родителям, женщине, ребенку, собаке – ко всему! – обнаруживает себя в делах, а не в словах. Ее не существует вне проявлений, а проявление – в делах.

Нелюбовь, кстати, тоже обнаруживает себя в делах. «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… Вы делаете дела отца вашего… если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:38–44). Даже «Если имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНА, Карл!

«Любящие Его сохранят пути Его» (Сир. 2:15). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). «Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1 Ин. 5:3–4). Теперь «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24). А?

И зациклим. «Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28–29). ВЕРА И ЕСТЬ ДЕЛО, а не только дело есть вера.

Это – не смешение различного. Это соединение того, что в европейских языках противопоставлено, но на языке Библии выражено одним понятием. Первый раз слово «верить» упоминается в Бытии 15:6: «Аврам поверил (!m;a «'оman» – от чего и происходит «аминь») Господу, и Он вменил это ему в праведность». И в других местах слово «верить» с производными является переводом «омана» и однокоренных ему слов. Перекочевавшее в русский «аминь» используется как подытоживание молитвы или как термин, что-либо подтверждающий: вера говорит на всё, что сказал Бог, «Аминь», библейское «верить» – значит «аминить» Богу разумом, верой, чувством, деланием, доверием, надеждой, стремлением и намерением... – всей своей природой, а не отдельной ее частью, раскрыться навстречу возвещаемому Откровению. Европейские переводы выхватывают только один какой-то смысл из перечисленных. В принципе весь спор о «вере и добрых делах» между католиками и протестантами можно выбросить в мусорку и считать его зацикленным либо на банальные злоупотребления и крайности с той и другой стороны, либо терминологическим недоразумением.

Однако люди на самом деле могут «быть хорошими» (и бывают) по отношению друг к другу и вне христианства, и даже вне религии вообще. Бывают люди, относительно которых можно сказать, что их религия (нет, вернее – их восприятие религии) сделало их хуже...

Бытовая, общечеловеческая добропорядочность и без религиозности возможна, однако духовная праведность без бытовой и общечеловеческой порядочности не возможна.


Когда мы поступаем в институт, то у нас не проверяют скорость чтения и знание таблицы умножения: это само собой разумеющееся. Перед тем как стать христианином, нужно стать человеком – это само собой разумеющееся. Хотя возможно параллельное развитие, где христианство и человечность динамически взаимообусловлены, и еще возможны чудеса: уверовало животное, и – бац! – стало человеком.

Но по-любому ритуальную составляющую иудаизма как промежуточный этап духовно-нравственной эволюции можно пропустить: обрезан ты или не обрезан – разницы никакой. «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новое творение. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость… Аминь» (Гал. 6:15–18).

Стоп-стоп-стоп! – скажете вы. А как же понимать слова апостола «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14–16)?

Про закон уже говорилось.

Если дела не спасают верующих, то как они могут спасти неверующих? Исходя из того, что нам открыл Господь, вера во Христа есть необходимое условие для спасения, и вне Его спасения нет!


В приведенной цитате речь идет о «тайных делах» – о чем-то таком, что от нас сокрыто, что нам непонятно, о чем мы не можем мыслить непротиворечиво. В самом деле, как это соотнести со сказанным у Иоанна: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18)? А значит, не надо об этом мыслить вообще: ведь сказано, что «Бог будет судить». Все наши суждения о спасении имеют применимость только в границах нашего Закона Божиего: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом» (Рим. 3:19). Мы желаем спасения всем – и язычникам, поэтому с проповедью обращаемся ко всему миру.

Я не знаю, как возможно спасение для неверующего (исходя из моих знаний это невозможно), но я знаю, что мое знание о спасении меньше всего играет роль в спасении/погибели неверующих, которые знать меня не знают и знать не хотят. Потому только от Бога спасение, что Он один знает, КАК спасти нас. А люди знают только, как осудить, да и то…

Правильно ставьте акценты: не наша вера нас спасает, не наши дела – никто не спасет себя сам своей верой или своими делами. Нас спасает только Бог «через Иисуса Христа», спасение есть Его дар, а не заслуженная нами награда. Заслуженным может быть только ад.